- Участники дискуссии обсудили новые вызовы для системы образования в быстро меняющейся экономике.
- Более 60% аудитории считают, что современное российское школьное образование соответствует лишь отчасти вызовам 21-го века.
- Герман Греф считает профессию учителя — профессией будущего.
5 сентября 2019 года, Владивосток — Сбербанк в рамках Восточного экономического форума провел панельную сессию «Школа будущего: куда движется мир? Новые образовательные платформы», посвященную проблемам российского школьного образования, способам обновления образовательного процесса, меняющейся роли учителя, персонализации обучения и использованию цифровых технологий в образовании.
Модератором выступил Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф.
В дискуссии приняли участие: Павел Зенькович, заместитель министра просвещения РФ; Елена Казакова, академик РАО, директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель АНО «Платформа новой школы»; Татьяна Киселева, директор лицея «Технический», г. Владивосток; Елена Харисова, заместитель проректора ДВФУ, лидер проекта «Школа дела» ДВФУ; Наталья Чеботарь, директор по стратегии Яндекс.Учебник.
В начале панельной сессии Герман Греф обратился ко всем присутствующим с вопросом «В какой степени современное российское школьное образование соответствует вызовам 21-го века?». Более 60% аудитории ответили, что «соответствует лишь отчасти», почти 30% участников сессии выбрали ответ «совершенно не соответствует». И только 1,5% считают, что современное российское школьное образование полностью соответствует вызовам 21-го века.
Участники сессии сошлись во мнении, что быстро меняющаяся экономика создает новые вызовы для системы образования. Выпускник школы должен быть готов к постоянной трансформации рынка труда, необходимости освоения новых знаний и навыков в течение всей жизни. Это требует, во-первых, большей персонализации обучения, позволяющей ученику развиваться в тех направлениях, где у него наибольшие мотивация и способности. А во-вторых, более глубокого освоения гибких навыков, подготовки к ситуации неопределенности. Достижению этих целей могут в том числе способствовать цифровые технологии.
Герман Греф: «Сбербанк вкладывает большие деньги в создание цифровой платформы. Елена Казакова является руководителем АНО «Цифровая платформа» и ее научным руководителем проекта. С 1 сентября 15 школ России уже начали работать на новой платформе. Нам пришлось все делать с нуля. Хорошо, если в стране будут 50, 100 таких платформ. Через год мы сможем раскатать нашу платформу на большее количество школ. Мы делаем ее не для специализированных школ, а для всех. Чтобы в любой сельской школе можно было поставить, переобучить учителей и начать работу. В мире в законченном виде таких платформ нет. Мы делаем то, что на уровне лучших мировых образцов. У нас в команде 300 человек и главные те, кто разбирается в образовательном процессе. Это благотворительный проект. Платформа будет бесплатной. Главная задача платформы — освободить учителя от рутины, с тем чтобы высвободить его для творческой работы».
По мнению Павла Зеньковича главным в школе будет оставаться учитель, все остальное будет ему в помощь. И именно на учителя должны быть нацелены все усилия и новые инструменты.
Герман Греф заметил, что «мы из школы выпускаем людей с инвалидностью, и страхом, что его будут оценивать». При этом «самооценка гораздо полезнее, чем оценка. Одна из важных задач образовательного процесса — убить экзамены, ликвидировать страх, создать мотивацию к самооценке».
На вопрос зала о том, какие профессии будут востребованы в ближайшие десять лет и на что лучше направить внимание детей, глава Сбербанка ответил, что «не надо нацеливать своих детей на выбор профессии, нужно внимательно слушать своего ребёнка, что он хочет, давать то, к чему он расположен, потому что все профессии — и гуманитарные и технические — будут востребованы в равной степени».
Елена Казакова напомнила о том, что у человека есть врожденный любознательный интерес и, если он однажды испытал удовольствие от процесса познания, ты уже никогда не разучится и будет искать новые возможности его получать. Она отметила, что видит своей задачей «восстановить этот естественный ход вещей», потому что «это нормально — получать удовольствие от обучения».
Завершая встречу Герман Греф отметил, что «как бы мы не критиковали школу, качество подготовки, всегда, когда произносится слово учитель, хочется произносить его с большой буквы. Учителя — это те люди, которые сформировали нас как личности. Важнее человека в образовании нет. Может быть, учитель является той самой главной профессией, в том числе профессией будущего».