- Наши люди в булочную на такси не ездят: в категории «Такси» расходы с 27 апреля по 3 мая по сравнению с тем же периодом 2019 г. упали на 48,8%, а траты в продуктовых магазинах выросли на 11,5%.
- Покупатели зачитались, засмотрелись и заслушались: среди драйверов спроса — электроника, компьютеры, книги, музыка и др.
- Потребители активно покупают самые разные товары на интернет-площадках. Спрос стремительно увеличивается в категориях «Универсальные магазины» (+71,2%) и «Цифровые товары» (+66,4%).
7 мая 2020 года, Москва — Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» провела еженедельное исследование, в котором изучила «карантинную» корзину покупателей с 27 апреля по 3 мая в сравнении с аналогичной неделей 2019 года.
За прошлую неделю в плюсе оказалось уже десять направлений трат, тогда как неделей раньше их было всего пять. В топ-10 по изменению расходов в реальном выражении относительно сопоставимого периода 2019 г. вошли такие категории, как «Домашние животные» (+2,8%) и «Лекарства и медицинские товары» (+3,5%). Рост, конечно, не так велик, однако расходы на эти виды товаров вышли из отрицательной зоны. «Компьютеры и ПО» также показали серьезную «прибавку» спроса: на этой неделе у них +3,6% г/г, а неделей ранее они демонстрировали заметное снижение (–13,5%). Можно предположить, что длинные майские выходные стали новым импульсом к покупке техники, а также товаров, связанных с досугом.
Начало майских праздников и дачного сезона также могло повлиять и на увеличение расходов в традиционных категориях-драйверах спроса: «Продуктовых магазинах» — +11,5%, «Телекоммуникационном оборудовании» (электронные устройства, роутеры, усилители сигнала Wi—Fi, оборудование, которое помогает соединить между собой различные системы передачи данных и пр.) — +16,4% и «Винных магазинах» — +19,7%. Очевидно, россияне основательно запаслись провизией и напитками, а заодно и необходимыми для удаленной работы техническими устройствами, чтобы самоизолироваться и «равноудалиться» из городов в пригороды.
В десятку товаров и услуг, где растет спрос, ворвались «Книги/Музыка/Фото/Видео»: к аналогичной неделе 2019 года они показали прирост 20,5% (неделей ранее было –18,8%). Вероятнее всего, люди стали совершать значительно больше покупок в интернете: на неделе с 27 апреля по 3 мая зафиксирован рост оплаты товаров онлайн. Об этом говорит и увеличение спроса в категориях «Бытовая техника и электроника» (у многих продавцов, особенно крупных, работают интернет-магазины) — +26,2%, «Цифровые товары» (электронные книги и фильмы, мобильные приложения и игры и т. п.) — +66,4% и «Универсальные магазины» — +71,2%. Напомним, что к последней категории относятся многие интернет-магазины, маркетплейсы и торговые онлайн-площадки. Продаваться здесь могут самые разные товары. И если мы видим, что категории, падающие в марте и апреле, остаются где-то у подножия потребительского спроса, то это потребитель полностью равнодушен к ним. Вполне может быть, что ювелирные изделия (–85% год к году), одежду, обувь и аксессуары (–67,2%), товары для красоты и здоровья (–47%), ремонтные услуги (–31%), товары для хобби и увлечений (–21,5%) и даже для строительства и ремонта (–19,4%) россияне на прошлой неделе приобретали в онлайн-магазинах, попавших в «универсальную» категорию.
Стабильно низким остается интерес к услугам турагентств (–91,4%) и отелей
(–89,5%). Пока россияне практически не покупают авиабилеты (–85,9%) и не посещают салоны красоты (–74,5%). Последнее в условиях самоизоляции так же затруднительно, как и посещать кафе и рестораны (–65%). Впрочем, тут ситуацию несколько спасают онлайн-заказы и доставка еды на дом.
Динамика расходов на местный транспорт показывает, что очень немногие, скорее всего, воспользовались электричками, чтобы попасть на дачи (–73% на прошлой неделе против –76,6% неделей ранее). Вероятно, для этого россияне воспользовались личным транспортом: падение в категории «Топливо, автосервис» снизилось. Если на прошлой неделе оно составило –14,4%, то с 20 по 26 апреля показатель был заметно ниже — –27,3%.